Значение специально созданной сенсорной среды с применением
сенсорных текстур в работе арт-терапевта
На сегодняшний день в контексте психологической практики все большее внимание уделяется самому пространству, в котором непосредственно проходят психологические сессии. Много времени практикующие специалисты вкладывают и посвящают подведению своих кабинетов под некоторые «гигиенические» идеалы.

Особенно обстановка, убранство кабинета психолога влияет на процесс консультирования при применении арт-терапевтических методик, которые в большинстве требуют специально организованных сенсорных условий. Специально созданная сенсорная среда, обогащенная тактильными текстурами, визуальными раздражителями может выступать одним из инструментов работы с клиентом[1].
Благодаря такому подходу при обладании должными компетенциями и знаниями о клиенте среду можно организовать с учётом индивидуальных потребностей, повышая успешность адаптации клиента к терапевтическому процессу и помогая эффективней установить контакт.

Истоки арт-терапевтической работы можно найти ещё в XVII в., где данное направление зародилось как альтернативная форма нравственного лечения пациентов. В этом ключе арт-терапию можно представить как симбиоз искусства и науки, где арт-терапевт, владеющий знаниями об особенностях восприятия и специфики формирования высших психических функций, может подобрать ключи к тонкой психике своего клиента[4].

Эффективность арт-терапии как таковой объясняется спецификой психофизиологической активности головного мозга. Сенсорные текстуры оказывают прямое влияние на область тактильных ощущений - соматосенсорную, стимулируя смежные участки коры. Сенсорные раздражители отличающихся друг от друга модальностей стимулируют различную по характеристикам и интенсивности нейронную активность.

«Когда мы взаимодействуем с разными текстурами, мы чувствуем их всей нашей нервной системой,» - писала Сара Джонсан[4].

Сенсорная среда в работе арт-терапевта может реализовывать следующие задачи психологической работы:

1. Регуляция эмоционального состояния.
Мягкие, гладкие материалы, активно оказывают релаксационный эффект при контакте. Напротив, жесткие, грубые материалы стимулируют, тонизируют психическую активность ребенка или взрослого;

2. Работа с бессознательными процессами.
Творческая деятельность позволяет актуализировать те пласты глубокой психической жизни, которые в быту или даже в ходе классического консультирования никогда бы не были выражены[6];

3. Развитие высших психических функций.
Тактильные ощущения позволяют как ребенку, так и взрослому накапливать сенсорный опыт, формируя новые нейронные связи. Грамотная организация пространства при арт-терапевтической работе является сложной задачей даже для опытного специалиста[5]. К тому же, специалист обязан физически обладать ресурсами для организации различных видов творческой деятельности: природные материалы, ткани, шерсть, волокна, арт-материалы, специализированные инструменты, и уметь их применять в зависимости от портрета личности клиента[3].

К примеру, метод с использованием сенсорного напольного поддона (далее - СНП) активно выступает как правая рука психолога при реализации задач сессии, помогая эффективно организовать работу при различных клиентских запросах. Метод СНП предлагает разные формы организации деятельности с применением множества сенсорных текстур, поощряя при взаимодействии с ними релаксацию, интроекцию и переживание творческого процесса как такового.

Богатая материальная база метода позволяет специалисту не ограничивать себя в выборе инструментария, давая полную свободу действий в рамках психологических стандартов профессии и запроса работы. Данный метод позволяет как адаптировать классический диагностический проективный инструментарий, помогая собрать специалисту информацию о своем клиенте, так и использовать его для проведения упражнений, направленных на реорганизацию внутреннего мира через творчество.

Таким образом, богатая сенсорными текстурами среда выступает не как одно из опциональных условий работы, а необходимым инструментом для четкой, гармоничной и эффективной деятельности компетентного специалиста. Такая работа предоставляет специалисту большой перечень способов организации встреч и интерактов, адаптируясь под клиентский запрос.

Метод СНП выступает как один из инструментов психолога взаимодействия с клиентом, позволяя эффективно реализовывать как диагностические, так и психотерапевтические и коррекционные задачи, где каждый интеракт отличается от предыдущего по наполняемости, целеполаганию и результату.
1. American Art Therapy Association. What is Art Therapy? [Электронный ресурс]. — 2023. — URL: https://arttherapy.org/about-art-therapy/ (дата обращения: 20.05.2024).

2. Gilroy, A. Art Therapy, Research, and Evidence-Based Practice [Электронный ресурс] / A. Gilroy // Journal of Creativity in Mental Health. — 2011. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15401383.
567269 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Sensory design: how to transform spaces into experiences [Электронный ресурс]. — ALMA de LUCE, 2025. — URL: https://almadeluce.com/sensory- design/ (дата обращения: 20.05.2024).

4. Texture Therapy: Revolutionizing Sensory Treatment for Mental Health [Электронный ресурс]. — Neurolaunch, 2024. — URL: https://neurolaunch.org/texture-therapy/ (дата обращения: 20.05.2024).

5. Копытин, А. И. Арт-терапия: теория и практика : учебное пособие для вузов / А. И. Копытин. — Москва : Юрайт, 2023. — 315 с. — ISBN 978-5-534- 34567-1. — Текст : непосредственный.

6. Юнг, К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К. Г. Юнг ; пер. с нем. — Москва : АСТ, 2019. — 496 с. — ISBN 978-5-17-116599-7
КОНТАКТЫ
Москва, м.Белорусская, 1-я Тверская-Ямская ул., 29, стр. 1

annasignit@mail.ru
Связаться с нами:
ежедневно с 10 до 18:00
Made on
Tilda