На сегодняшний день в контексте психологической практики все большее внимание уделяется самому пространству, в котором непосредственно проходят психологические сессии. Много времени практикующие специалисты вкладывают и посвящают подведению своих кабинетов под некоторые «гигиенические» идеалы.
Особенно обстановка, убранство кабинета психолога влияет на процесс консультирования при применении арт-терапевтических методик, которые в большинстве требуют специально организованных сенсорных условий. Специально созданная сенсорная среда, обогащенная тактильными текстурами, визуальными раздражителями может выступать одним из инструментов работы с клиентом[1].
Благодаря такому подходу при обладании должными компетенциями и знаниями о клиенте среду можно организовать с учётом индивидуальных потребностей, повышая успешность адаптации клиента к терапевтическому процессу и помогая эффективней установить контакт.
Истоки арт-терапевтической работы можно найти ещё в XVII в., где данное направление зародилось как альтернативная форма нравственного лечения пациентов. В этом ключе арт-терапию можно представить как симбиоз искусства и науки, где арт-терапевт, владеющий знаниями об особенностях восприятия и специфики формирования высших психических функций, может подобрать ключи к тонкой психике своего клиента[4].
Эффективность арт-терапии как таковой объясняется спецификой психофизиологической активности головного мозга. Сенсорные текстуры оказывают прямое влияние на область тактильных ощущений - соматосенсорную, стимулируя смежные участки коры. Сенсорные раздражители отличающихся друг от друга модальностей стимулируют различную по характеристикам и интенсивности нейронную активность.
«Когда мы взаимодействуем с разными текстурами, мы чувствуем их всей нашей нервной системой,» - писала Сара Джонсан[4].
Сенсорная среда в работе арт-терапевта может реализовывать следующие задачи психологической работы:
1. Регуляция эмоционального состояния.
Мягкие, гладкие материалы, активно оказывают релаксационный эффект при контакте. Напротив, жесткие, грубые материалы стимулируют, тонизируют психическую активность ребенка или взрослого;
2. Работа с бессознательными процессами.
Творческая деятельность позволяет актуализировать те пласты глубокой психической жизни, которые в быту или даже в ходе классического консультирования никогда бы не были выражены[6];
3. Развитие высших психических функций.
Тактильные ощущения позволяют как ребенку, так и взрослому накапливать сенсорный опыт, формируя новые нейронные связи. Грамотная организация пространства при арт-терапевтической работе является сложной задачей даже для опытного специалиста[5]. К тому же, специалист обязан физически обладать ресурсами для организации различных видов творческой деятельности: природные материалы, ткани, шерсть, волокна, арт-материалы, специализированные инструменты, и уметь их применять в зависимости от портрета личности клиента[3].
К примеру, метод с использованием сенсорного напольного поддона (далее - СНП) активно выступает как правая рука психолога при реализации задач сессии, помогая эффективно организовать работу при различных клиентских запросах. Метод СНП предлагает разные формы организации деятельности с применением множества сенсорных текстур, поощряя при взаимодействии с ними релаксацию, интроекцию и переживание творческого процесса как такового.
Богатая материальная база метода позволяет специалисту не ограничивать себя в выборе инструментария, давая полную свободу действий в рамках психологических стандартов профессии и запроса работы. Данный метод позволяет как адаптировать классический диагностический проективный инструментарий, помогая собрать специалисту информацию о своем клиенте, так и использовать его для проведения упражнений, направленных на реорганизацию внутреннего мира через творчество.
Таким образом, богатая сенсорными текстурами среда выступает не как одно из опциональных условий работы, а необходимым инструментом для четкой, гармоничной и эффективной деятельности компетентного специалиста. Такая работа предоставляет специалисту большой перечень способов организации встреч и интерактов, адаптируясь под клиентский запрос.
Метод СНП выступает как один из инструментов психолога взаимодействия с клиентом, позволяя эффективно реализовывать как диагностические, так и психотерапевтические и коррекционные задачи, где каждый интеракт отличается от предыдущего по наполняемости, целеполаганию и результату.