Значение специально созданной сенсорной среды с применением
сенсорных текстур в работе ABA-терапевта
В контексте работы Прикладного анализа поведения (ABA) работа с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) требует комплексного подхода, учитывающего особенности их развития: особенности в социальном взаимодействии, общении и поведении, трудности в области коммуникации, стереотипиях, нарушения гнозиса и праксиса.

Вырежнной особенностью, которая вносит большие коррективы в деятельность специалиста при взаимодействии с ребенком с РАС, является тотальное нарушение сенсорной интеграции, выражающееся как гиперсенситивность или гипосенситивность.
Специально организованная сенсорная среда в контексте метода с использованием сенсорного напольного поддона (СНП) может стать одним из способом организации деятельности ABA-терапевта для формирования целевого поведения, снижения нежелательных реакций и развития навыков и сенсорной интеграции. Так как аутизм несмотря на свою высокую распространенность среди контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) остается изученным лишь относительно, деятели в области как теории, так и практики продолжают разработку новых методологических подходов для эффективной, своевременной и комплексной помощи.

Т. Грандин и О. Богдашина отмечают, что сенсорный мир ребенка с аутизмом диаметрально отличается от специфики восприятия нейротипичного человека. Совершенно обыденные для человека прикосновения ткакни к одежде, запахи, звуки окружающей среды, визуальные образы для ребенка с аутизмом могут стать причиной серьезного дискомфорта или даже боли. В других случаях, наоборот, ребенок может активно и целенаправленно стремиться к определенной категории ощущений: взаимодействовать со специфической по текстуре поверхностью, кружиться, раскачиваться и т.д. [1] Сенсорные стимулы в ключе ABA - терапии рассматриваются как источник тех или иных поведенческих реакций ребенка.

Сенсорно-обусловленное поведение имеет непроизвольную природу, прикрепляясь собственными внутренними ощущениями. В этом контексте перед терапевтом стоит задача не подавить или заглушить такие аутостимулирующие реакции, а перевести их в социально-одобряемое русло, снижая уровень дискомфорта и адаптируя ребенка под общественные нормы.

Такой запрос может реализовывать сенсорная среда с применением различных текстур - целенаправленно организованное пространство, изобилующее специфическими и различным друг от друга по характеристикам материалами, которые воздействуют на различные сенсорные модальности ребенка: тактильную, проприоцептивную, кинестетическую, зрительную, обонятельную, слуховую.

Отведение особой роли сенсорным текстурам может реализовывать следующие задачи внутри работы с детьми с РАС по методу СНП:

1. Снижение порога чувствительности и работа с десенсибилизацией.
Для лиц с повышенной чувствительностью к тактильным, зрительным и слуховым ощущениям специалист может реализовывать принцип систематической десенсибилизации. Предъявляется наименее выраженный по характеристикам текстуру, которая не вызывает у конкретного ребенка отрицательной реакции, взаимодействие подкрепляется. На базе данной текстуры поэтапно формируется толерантность и к другим специфическим раздражителям.

2. Работа с мотивационным аспектом.
Сенсорные раздражители при определенном характерологическом складе и индвидиуальном предпочтении ребенка с РАС могут выступать как способ подкрепления. Взаимодействие с текстурами выступают как высокоэффективное вознаграждение за выполнение учебного задания от специалиста.

3. Реализация академических задач.
Пространство, изобилующее специфическими сенсорными текстурами может выступать как базис для отработки самых разных навыков. Моторные навыки: пересыпание, захват мелких предметов. Навыки коммуникации: становление номинативной функции языка, расширение понятийного аппарата и знакомство с концепциями «твердый-мягкий», «гладкий-шершавый», «сухой-мокрый» и т.д. Становление высших психических функций: сортировка предметов по их характеристикам - цвету или форме.

4. Формирование альтернативы сенсорно-причинному поведению.
При стереотипном взаимодействии ребенка с предметами исходя из внутренних мотивов аутостимуляции и саморегуляции, специалист может предложить ребенку тактильно и функционально схожий, но более подходящий для этого предмет или текстуру.

Таким образом, сенсорная потребность удовлетворяется социально приемлемым способом. Специально организованная сенсорная среда с целенаправленным использованием сенсорных текстур как таковая всегда выступала элементом ABA-терапии как подспудное условие организации среды. Благодаря созданию акцента на этой части работы терапевт может влиять на поведение ребенка с РАС не только напрямую - на поведенческую сферу, но и затрагивать глубинные гностические механизмы психики ребенка. Интегрируя работу с различными текстурами по методу СНП в поведенческие программы, специалист может не только успешно снижать нежелательные реакции, интегрируя тем самым ребенка в социум, но развивать широкий спектр бытовых и учебных навыков, значительно повышая качество жизни ребенка и его родителей.

Также метод СНП предполагает интеграцию родителя в деятельность, тем самым профилактируя внутреннюю тревожность родителя и формируя у него навыки по взаимодействию с особым ребенком.
1. Айрес, Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. -М.: Теревинф, 2009.

2. Богдашина, О. Сенсорные особенности у детей с расстройствами аутистического спектра. -М.: 2019.

3. Грандин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. -М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
КОНТАКТЫ
Москва, м.Белорусская, 1-я Тверская-Ямская ул., 29, стр. 1

annasignit@mail.ru
Связаться с нами:
ежедневно с 10 до 18:00
Made on
Tilda